Кс-ю (bezverxa) wrote,
Кс-ю
bezverxa

Categories:

Свобода

"Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода"
(Второе Послание к Коринфянам Апостола Павла, глава 3, ст. 17)
Вчера говорили с мужем об апостоле Павле. Казалось бы, обращенный насильно, а так кричать о свободе! Он постоянно пишет о том, чтобы мы не становились рабами тленного мира, страстей и не создавали себе сложностей на пути к Богу. Он, как опытный богослов, учёный человек, обращается к разуму человека, старается дать пищу для раздумий, избегая прямых и жёстких предписаний. Он постоянно взывает к ней.

«Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается»
(там же)




Возможна ли она без ограничения?
Говорил бы Павел о свободе, если бы не было тернистого пути Савла? Почему не Петр говорит о свободе, а Павел?
Стал бы её глашатаем, если бы не был строгим сторонником закона и благочестивым фарисеем?

Возможна ли свобода как таковая без чёткого понимания пределов?
Где грань между свободой и ловушкой-обманом?


А. Солженицын как-то заметил: "Мы увлеклись идеями свободы, но забыли, что самое мудрое измерение свободы-это дальновидное самоограничение".
Не потому ли апостол Павел писал: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает”?

Не об этом ли говорит древняя греческая мудрость: “Все, что дается даром, способно развращать"?

Пытаюсь разобраться. Слушаю Алексея Ильича. Правду сказать, хватает меня ненадолго- минут 20-25, и я засыпаю. Поэтому слушаю порциями, что-то потом набираю или записываю.
Вот некоторые выкладки:
1)   Понимание свободы имеет несколько смыслов.
Первый- метафизическое ее измерение, когда под свободой понимается одно из самых фундаментальных свойств человеческой природы -свобода воли, выражающаяся во внутреннем самоопределении личности перед лицом выбора прежде всего, между добром и злом. Свобода воли является тем свойством, утрата которого приводит к полной деградации личности. Над этой свободой человека не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог. Классический афоризм отцов Церкви: “Бог не может спасти нас без нас” - прекрасно выражает христианское понимание смысла и значения этой свободы.
Второе измерение свободы -социальное. Оно означает совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе.

И третье измерение свободы -свобода духовная. Она, в отличие от внешней свободы, означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями-над самим собой. Такая свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни, делающей верующего способным к общению с Богом, Который один лишь обладает абсолютной духовной свободой.
2)  Прот. Сергий Булгаков писал:“Свобода человека относительна… Она стоит и падает, преодолевается и превосходится на путях тварной жизни к ее обожению. Свобода не есть самостоятельная мощь в себе, и она есть немощь в своем противоположении Божеству”.
3)   Св. Исаак Сирин говорит: “Ибо в веке несовершенном нет совершенной свободы”.
4)   Отличие духовной свободы от свободы воли хорошо выразил Кант: "Под свободой в космологическом (метафизическом-А.О.) смысле я разумею способность самопроизвольно начинать состояние. Свобода в практическом(нравственном, духовном -А.О.) смысле есть независимость воли от принуждения чувственности"
5)   Основополагающим христианским критерием в оценке свобод является страх любви, боящейся причинить какой-либо моральный, психический, физический или иной вред человеку (обществу, государству). Он является верным стражем и правильного отношения к вещам, к природе, ко всякого рода деятельности. Преподобный Варсануфий Великий говорил: “Хороша свобода, соединенная со страхом Божиим».
Из лекций пр. А.И. Осипова "Понимание свободы"


Tags: Бог, Осипов, в дороге, вера, свобода, человек
Subscribe

  • Задача ВПР 8 класс

    п.с. речь не о сложности задачи. Просто интересно, какие будут эти 2-3 предложения- что там будет написано? Еще более интересно- многие ли…

  • Математический гений высшей пробы (2)

    Х был удивительным человеком. При таком талантище он был душевным и скромным. Он всегда выражался коротко и ясно, без лишней суеты и излишнего…

  • Математический гений высшей пробы (1)

    Расскажу о своем любимом математике. Скрою его имя, но скорее всего, его сразу узнают. Назовем его Х. Незадолго до своей смерти Петр I издаёт указ об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments