Кс-ю (bezverxa) wrote,
Кс-ю
bezverxa

Categories:

Что мы не любим (кое-что о математике в школе)

По моим наблюдениям, большая часть детей не любит геометрию и текстовые задачи в алгебре
, как мы их учителя называем- задачи на движение, задачи на совместную работу, задачи на смеси и сплавы. Если посмотреть на задания экзамена в 9 классе, то дети любят модуль "Реальная математика", где можно все посмотреть и "потрогать" - графики, круговые и столбчатые диаграммы, несложные расчеты вероятностей, статистические величины, т.е. то, что можно увидеть сразу или прийти к ответу нехитрым счетом. В модуль "Геометрия", так задумано устроителями экзамена, можно вообще не заглядывать- реши правильно 8 заданий и оценка "3" в кармане. Который год за бортом остаются и геометрия, и упомянутые задачи, которые находятся в части 2 экзамена, а к ней, как показывает практика, приступают хорошо если четверть выпускников. И получается, что ничего не получается :)
В чем смысл задач? Смыслов много, и один  из главных, на мой взгляд, умение рассуждать. А если совсем конкретно, то это хорошая база не только для сегодняшнего школьника, но и для будущего специалиста. Задача- это своего рода проект: от понимания, построения математической модели,  до ее "перевода" на естественный язык, т.е. сначала ученик адаптирует ее для решения, пользуясь математическими методами, а потом, получив готовое значение, предает ему тот смысл, который вложен в самом условии. Умение сначала разбить, а потом собрать. В одной такой задаче есть все: умение увидеть, понять, решить, довести до удобоваримого объяснения, мало того, умение проверить, чтобы конечные данные соответствовали объективной реальности- чтобы скорость течения реки не оказалась больше чем собственная скорость лодки, чтобы не получилось полтора землекопа и т.д. Междисциплинарные связи? Да сколько угодно- умение понять и проанализировать, умение подать решение. Кто много читает, тот красиво решает и доказывает. Одному слову "следовательно" найдет ряд синонимов.
Но на решение этих задач планом выделено по одному уроку на каждый вид, т.е. 40 минут, чтобы это все освоить и научиться. 40 минут!
Такие же пирожки и с геометрией. Все чаще слышны лозунги, причем, что самое интересное, из числа некоторых учителей: "Зачем учить доказывать теоремы, если в экзамене они будут использовать формулировки и возможно кое-где следствия?". Опять же. Само доказательство - это поэма, которая вобрала в себя несколько разрозненных казалось бы фактов, каждый из которых сам по себе так и останется отдельной скрипкой, а вместе они - оркестр. Гуляет себе какое-нибудь совершенно узкое, можно сказать "нерабочее" утверждение само по себе, практического смысла мало имеющее, а стоит войти ему в доказательство более широкого высказывания, и уже без него никуда
Tags: дети, математика, мир, мысли вслух, человек, чтобы разобраться
Subscribe

  • Первый снег

    Тяжелый и липкий Тихо-тихо... Кошка смотрит в окно. Это её первый снег. Очарована.

  • Всем коллегам здоровья и позитива

    Прочла в ленте пост в поддержку школьного учителя на д/о. Соглашусь. Это трудно. Столько появляется идей, как не угробить горло, глаза и нервы к…

  • Ощущение быть дома

    Девять лет не такой большой срок, я понимаю, но в моем случае это четверть жизни. И как бы не хотелось - быстро переключиться не получится. Время…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments