Кс-ю (bezverxa) wrote,
Кс-ю
bezverxa

Category:

Фильмы А.Звягинцева "Возвращение" и "Изгнание"

"Вопрос, - о чём этот фильм? - при всей его обыкновенности, всё же, кажется мне странным. Странность заключается в том, с какой лёгкостью мы лишаем себя собственного зрения, а на замену ему хотим привить чужое истолкование. Судите сами, сколь велика разница между этими понятиями."
(Андрей Звягинцев. Газета "Псковская губерния" 03-09 ноября 2004 г.)

Это фильм-потрясение. Одно из тех немногих кинотворений, которые делят твою жизнь на две части: до просмотра и после. Здесь ВСЁ идеально: и нестандартный сюжет, и потрясающий актёрский состав, и магнетическая, завораживающая музыка, и гениальная операторская работа... Здесь важна каждая мелочь, будь то жест, слово, пауза или взгляд. Здесь всё очень символично: и затопленная лодка в начале фильма; и место хранения единственной фотографии отца - в старом сундуке на чердаке, в Библии с гравюрами Доре, на странице с изображением Авраама и Исаака - центрального ветхозаветного мотива об отношениях отца и сына; и соответствующая настроению героев погода; и обилие воды; и просмотр фотографий после путешествия; и даже пресловутый сундучок... Здесь масса явных и недвусмысленных параллелей с библейскими сюжетами: и 7 дней, в течение которых разворачиваются события, как 7 библейских дней творения, и старый маяк на острове как Вавилонская башня в миниатюре, высящаяся над миром взаимоотношений близких людей, и одна и та же поза отца - мёртвый Христос со знаменитого полотна Андреа Монтеньи - при первом появлении в "Возвращении" и в финале фильма... Без преувеличения, расшифровку символов и поиски параллелей в этом фильме можно продолжать до бесконечности - их здесь великое множество. При желании можно само путешествие рассмотреть как обряд посвящения сыновей во взрослую жизнь, обыграть их имена и духовную близость Ивана к матери, провести аналогии даже с древнегреческими мифами... Но все эти символы, параллели и аналогии скорее второстепенны - они лишь дополняют, углубляют понимание фильма, выполняют роль соуса к основному блюду, и не более того. Наслаждаться же "Возвращением" как безупречно сделанной психологической драмой вполне можно и без них.

В этом фильме всё окутано тайной: причина 12летнего отсутствия отца, причина его возвращения, род его занятий, настоящая цель поездки на остров... Разгадать эти тайны не представляется возможным, да это, наверное, и не суть важно: ведь "Возвращение" не детектив, в котором рано или поздно открываются все секреты, и даже не частная история одной конкретной семьи. Это история о взаимоотношениях - психологических конфликтах, противостоянии характеров, обидах, амбициях, рассказанная на понятном для всех "собирательном" примере отца и двоих сыновей (собирательном потому, что здесь всё обобщено и суммировано до крайних пределов, сосредоточено на одном: человек as is, вне зависимости от этнической, социальной принадлежности или образовательного уровня. Эта история могла произойти в любое время в любой стране). Поэтому здесь важно и существенно только то, что имеет отношение ко всем троим вместе, а не к каждому из них в отдельности.

Строгий немногословный отец. Он ещё не узнал как следует своих сыновей, но уже требует от них подчинения и строгой мужской дисциплины. Требования его справедливы: не ныть, не капризничать, слушаться родителей, держать данное слово. Сыновья не столько в силу различия характеров, сколько по причине разности в возрасте приняли отца по-разному. Амплитуда их чувств широка - от смешных детских страхов до яростной ненависти и открытой вражды.

Здесь нет однозначно правых и виноватых, добрых и злых. Здесь скорее проявляется главная "жизненная трагедия", когда обе стороны правы и неправы одновременно, но полагают правильной именно свою позицию. Отец действует жёстко и без церемоний, со стороны даже кажется, будто он испытывает сыновей на прочность. Но это просто сказывается отсутствие опыта общения с детьми: он ведь сам только учится - учится быть отцом для своих сыновей. Настоящим отцом для своих выросших сыновей, а не для маленьких ангелочков с согнутой пополам и изрядно потёртой старой фотографии. Как оказалось, дети всё же усвоили уроки отца и безоговорочно приняли его самого. И те слова, которые он поначалу выбивал из них насильно, он сполна получил потом, по доброй воле. Но это было уже после...

"Возвращение" - это не просто история об отце и двух сыновьях. Это притча о любви и утрате. Это история трагедии взаимного непонимания, откровенно и пронзительно снятая. Горькая, страшная в своей правдивости. Страшная потому, что она - о нас. О всех и каждом. Без исключения. О том, как из-за нашего неумения/нежелания общаться друг с другом, из-за нашей неспособности слышать, чувствовать и понимать близких людей жизнь рядом с нами может превратиться в раскалённый поединок - кто кого. А необитаемый остров и заброшенный маяк, и даже таинственный сундучок как нечто второстепенное, абсолютно неважное - ложные цели, ложные стремления - у каждого из нас свои. И тем-то и хорош этот фильм, что, будоража ум и сердце, проникая в душу, он заставляет задуматься об очень многом - жизненно важном и необходимом.

"Изгнание"
Мы говорим с тобой
На разных языках.
Все буквы те же,
А слова чужие.
Живем с тобой
На разных островах,
Хотя в одной квартире.

Отхожу от просмотра...Ставлю себе вопросы, передумываю ситуации, и не могу найти ответ.
Люди уже оставили хорошие коменты и рецензии на этот фильм, в принципе, каждый в чем-то прав (прям, как в фильме рассуждает Марк :)
Так, оставлю, для себя:
<a href="http://goodcinema.ru/?q=node/557>Режиссер Андрей Звягинцев о фильме «Изгнание» </a>
<a href=http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/225011/>Коменты на КиноПоиск.Ru </a>

Вот один человек пишет: "Как же это печально, когда в силу своих определенных личностных стереотипов, воспитания и устаревших, предвзятых представлениях о семье и о роли в ней каждого из супругов проявляется нежелание, вернее, неумение вести обычный диалог, чтобы понять самого близкого и родного тебе человека. И внешне, вроде бы, все благопристойно и прилично... Но ни нежности, ни сердечности (ну хоть самую малость, хоть капельку!) - одна только чопорность и сухость в поведении, и режущие определенные предрассудки, проявляющиеся в привычках и навыках, доставшиеся от такого же отца. Конечно, мужественность и сила всегда привлекали хрупких женщин, но когда этой мужественностью обаяют так, что не продохнуть... сердце, переполненное даже самой сильной любовью... может лопнуть...Затронута важная тема — тема Одиночества в браке. Жила-была семья вполне благополучная на первый взгляд… Недосказанность, неумение вести диалог в семье, вследствии закрытость, глухая стена непонимания… погубили эти отношения… "
Да, все так...Но, это взгляд со стороны...Легко оценить поступок героя, ведь он у нас под прицелом, но как трудно оценить свой шаг...
В середине фильма устами маленькой девочки, транслируется миру слова о люби из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла...Умелый и точная уловка режиссера. Показано как далеки мы от идеальной Любви.
Да, фильм еще раз показал, что мы-сопереживатели  любви, а деятелей любви- единицы...
Tags: Кино
Subscribe

  • Гости из будущего

    Названия фильма из будущего не помню, и команда Кинопоиска не называет) Ну если Нолан, значит хороший) п.с. ага, это "Довод")

  • Отыграть назад (2020)

    Отличный сериал с Николь Кидман и Хью Грантом. Супружеская пара- состоятельные, довольные, спокойные и любящие друг друга. В один миг картина мира…

  • (no subject)

    Определенно Вуди Аллен мне нравится. Может он показать даже не чувства, а оттенки чувств. То есть не само проживание героем состояния, а именно вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments