Кс-ю (bezverxa) wrote,
Кс-ю
bezverxa

...или все-таки думать... (новый школьный предмет или новая цель)?

Эта запись появилась в ходе обсуждения в журнале svyatoslav Выступаю за введение в школах предмета КОД
 Вспоминаю, что  в декабре 2012 года ажиотаж и страх у школьников достиг точки кипения, это стало сказываться на успеваемости и поведении школьников. Дети пытались "подзабить" на учебу, аргументируя свое нежаление


приближающимся концом света. Мол с утра и до ночи ящик и паутина вопят об этом последнем событии нашей цивилизации. Смотрю, что детские ушные раковины изрядно отвисли от тех макаронных изделий, которые безумцы предприимчивые взрослые им вешают.
      Было принято решение, что в среднем звене, а точнее в 5 классе, надо провести внеплановый урок по теме "Информационная безопасность". Предложено было мне поговорить с детьми. Почему мне?  1) из троих педагогов я одна была верующим человеком (пишу была, потому что не знаю, может кто-то из моих бывших коллег уже пришел к вере, сейчас работаю в другой школе) 2) на тот момент имелся опыт преподавания основ православной культуры 3) диплом программиста и ИТ-шника позволял быть в теме того, о чем предстояло говорить.  Почему в 5-м? Потому что материал предполагал возможность погружения в Евангелие. Т.е. в этом классе говорить с тчз религии можно было  официально и дети были в своей среде. Сейчас тема информационной безопасности внесена в учебный план 5 класса. В старших классах пришлось говорить непосредственно на уроке по информатике и ИКТ
      То, что я пишу сегодня- это воспоминания, методические разработки и ход урока остался у меня в виде записей, тезисов, цитат , поэтому и получилось вспомнить  о чем мы говорили.
Напишу лишь некоторые мысли, которые были предложены учащимся. Прошу прощения у моих друзей, которые это уже читали и слышали от меня. Помню, с некоторыми мы даже спорили на тему, что-то типа "в любую ли тему можно вкраплять религию"
В начале мы  рассуждали как это здОрово  пользоваться интернет-сервисами, как прикольно общаться с другом, находящимся сейчас на другом конце планеты, а не ждать 3 недели, пока дойдет письмо из Гонолулу в нашу деревню, как прикольно, иметь кучу виртуальных друзей, как клево, что можно обучать себя дистанционно и пр. и пр. Размышляли о всех прелестях современного информационно-коммуникационного сожительства. Дети активно поддакивали и оживали при каждом знакомом им информационном соблазне.Высшей точкой нашего общения было всеобщее согласие, что с современными средствами общения (мобильной связи, теле-, радио общения, интернет) мы стали активнее, образованнее и доступнее. Осталось сказать "Ура, товарищи!", но тут было предложено задуматься над словом "доступность". Предложила задуматься, что мы настолько стали доступны всем и вся, что побыть наедине с собой, без современных средств коммуникации становится, не просто скучным занятием, становится просто невыносимым. Человек перестает довольствоваться сам собой, зато его глаза и уши доступны всем- СМИ, ушлым дядькам, пугающим нас мировыми кризисами, вирусами-мутантами и, о,  беда, новым концом света! Было предложено в качестве дом. задания проверить степень своей виртуальной независимости- побыть хотя бы день без мобильного, интернет и пр. девайсов и услуг ( п.с. хочу сказать, что этот опыт был проделан учащимися, многие потом удивлялись, что так и не удалось "избавиться" от мобильных телефонов и планшетов)
 Потом был рассказ о самоубийстве 14-летней школьницы, произошедший 21 мая 2011 в в республике Марий Эл. Когда девочка решила уйти из жизни, испугавшись предсказания американского проповедника Кэмпинга о конце света, которое он назначил на эту дату. Помните это событие? Выяснилось, что после широко освещенных в СМИ сообщений о предсказании Кэмпинга поведение Насти резко изменилось она стала замкнутой, одевалась во все черное и завела так называемый "дневник смерти"?! В небольшой тетрадке она писала: "Мы не праведники, только они вознесутся в рай, а мы останемся на земле, где нас ждут ужасные мучения", "На берег пытаются выброситься киты, гибнут птицы — это начало конца". В дневнике же девочка объяснила свой роковой поступок нежеланием умирать вместе с остальными 6,5 миллиарда жителями планеты.
 Дети, оказывается, не знали этого...
 Потом была глава 24 Евангелия от Матфея. Заинтересовал их кто такой Христос и что он такое сказал, и что оказывается известно уже более 2000 лет, как придет эта самая кончина века сего.
 Потом мы долго обсуждали и договорились, что будем:
- заново учиться общаться в реале, ходит в гости друг к другу
- заново будет учиться читать хорошие книги
-  будем активно работать над проблемными вопросами на классных часах, чтобы вырабатывать и тренировать тот внутренний фильтр, то, что называется у взрослых "собственным мнением", что впредь будем учиться отсеивать подобные телевизионные бредни, подобное сумасшествие, чтобы конец света не наступил в нашей голове.
П.с. и оказалось (это я уже могу проанализировать),  что создавать особого предмета и не понадобилось. На уроках информатики я приучала их к узкому поиску, показала им секреты поиска в поисковой системе Гугл, на уроках, рассчитанных на выработку умений обрабатывать информацию, учились минимизировать данные, избавляться от переизбытка информации. Особое внимание уделяли мы подготовкам к докладам и рефератам, причем особой акцент мы ставили умению работы с источниками. Защита работы проходила в несколько этапов и оценивалась дифференцировано  1) одна оценка за оформление (формировали критическое отношение к информации путем работы не с одним источником, в как минимум с тремя) 2) за умение донести информацию слушателям ( врабатывается умение не просто копировать текст, а его осмыслить и попытаться поделиться своим опытом) 3) за ответы на вопросы (выступающему задаются вопросы, тем самым вырабатывается умение отвечать на вопросы  умение находить компромиссы и слышать другую точку зрения). Скажу честно, что 8 класс я долбила письменными работами часто и долго, во-первых, навыки форматирования документа должны быть не плачевном уровне выбора размера шрифта и его начертания, это было и работа с содержанием  работа с разделами документа, разбиения входных данных на части, а во-вторых, что самое главное, умение глубоко, критически и добросовестно погружаться в проблематику  умение отвечать за то, что ты предлагаешь слушателям и т.д.
Вопрос  не в том, чтобы создать новый предмет. Вопрос в  цели. Сейчас цель, как я уже писала, сделать роботов, умеющих отвечать на тесты. Сочинения по литературе заменили бланки тестирования.  Откуда взяться осмыслению,  если надо думать не о характере того или иного героя, не искать проблему, а уметь найти в приведенном тексте изобразительно-выразительные средства: оксюморон, гиперболу, фразеологизм? Логика ушла со сцены, на сцену вышла механика.
Tags: актуально, дети, информационная безопасность, школа
Subscribe

  • Задача ВПР 8 класс

    п.с. речь не о сложности задачи. Просто интересно, какие будут эти 2-3 предложения- что там будет написано? Еще более интересно- многие ли…

  • Математический гений высшей пробы (2)

    Х был удивительным человеком. При таком талантище он был душевным и скромным. Он всегда выражался коротко и ясно, без лишней суеты и излишнего…

  • Математический гений высшей пробы (1)

    Расскажу о своем любимом математике. Скрою его имя, но скорее всего, его сразу узнают. Назовем его Х. Незадолго до своей смерти Петр I издаёт указ об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments